БУЛЛИНГ: ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА.
Давайте сразу это проговорим, буллинг — это страшно. Страшно для родителей, для учителей и для детей. Куда проще не замечать эту проблему, чем разбираться в ней, но разбираться необходимо.
Буллинг — это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
По статистике, с буллингом сталкивается каждый третий ребёнок. Каждый десятый — молчит о своей проблеме.
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Травля в школе может принимать разнообразные формы:
Вербальный, словесный буллинг
Есть выражение- «Словом можно убить, словом можно спасти…», и, добавим от себя, можно сделать очень-очень больно. Словесный буллинг в школе разнообразен, это могут быть как прямые угрозы и оскорбления, так и ироничные, внешне безобидные, но всё-таки травмирующие замечания. Словесную травлю сложно выявить, потому что у ребёнка обычно не бывает доказательств, да и взрослые зачастую реагируют фразой «Это просто слова», считая, что «обзывательства» не могут нанести серьёзный вред. Хотя достаточно вспомнить, как обидно было в детстве слышать от кого-то дразнилки, чтобы понять, что словами можно нанести значительный урон психическому здоровью.
Физический буллинг
Пинки, удары, шлепки, пощёчины, подножки, нежелательные или неподобающие прикосновения — всё это относится к физической травле. Это самая очевидная форма буллинга. Как правило булли (тот, кто травит) сильнее и крупнее сверстников и использует физическую силу как средство контроля и унижения одноклассников.
Социальный буллинг
Косвенная агрессия, социальный буллинг — это довольно неприметный вид травли, который сложно заметить со стороны, поскольку всё протекает внутри детского коллектива и, как правило, участники ситуации стараются не афишировать её. Игнорирование, сплетни, слухи, подчёркнутое пренебрежение, обманы, обидные выдумки — такая травля направлена на подрывание авторитета жертвы и понижение её социального статуса. Такой вид травли чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. Булли могут демонстративно замолкать, пересаживаться в столовой подальше от жертвы, отказываться сидеть с ней на уроках, распространять про неё порочащие слухи и т. д. Чаще всего такой вид буллинга практикуют школьники 6-9 классов, но иногда и взрослые люди могут заниматься чем-то подобным на работе, изводя коллег.
Сексуальный буллинг
Дети, подвергшиеся такой травле, редко обсуждают её с родителями ввиду «деликатности» темы. Этот вид буллинга примечателен регулярными проявлениями сексуальной агрессии. Она может быть как вербальной (оскорбления с сексуальным подтекстом, уничижительные и вульгарные комментарии, предложения заняться чем-то непристойным), так и физической (неподобающие прикосновения, манипуляции с одеждой). Чаще всего жертвами сексуальной травли становятся девочки, но и мальчики от неё не застрахованы. В старших классах распространён также сексуальный шантаж. Булли получивший или сделавший откровенное фото жертвы требует от неё услуг или денег под угрозой обнародования компромата.
Кибербуллинг
Если раньше школьная травля ограничивалась временем, проведённым в школе, то в 21 веке ситуация изменилась. Дети часто используют интернет для того, чтобы обидеть или унизить друг друга. Такая травля называется «Кибербуллинг». Не последняя причина популярности такого вида травли — анонимность. Интернет предоставляет широкие возможности для отправки угроз, оскорблений или агрессивных сообщений, а анонимность облегчает процесс, в том числе и психологически. То, что в лицо сказать сложно, куда легче напечатать из-за деперсонализации собеседника. Обидчик не смотрит в лицо жертве, а плохо развитая эмпатия не позволяет ему в полной мере ощутить жестокость своих слов или действий. Именно поэтому кибербуллинг часто шокирующе жесток.
Ребенок может ничего не говорить о своих проблемах. Но есть признаки, игнорировать которые нельзя:
Ребёнок не хочет ходить в школу.
Время от времени все дети пытаются завести шарманку «А можно я сегодня в школу не пойду», но если ситуация повторяется систематически, то вероятно микроклимат в классе неблагоприятный и ребёнок чего-то опасается. Если привычные аргументы перестали работать, интерес к ещё недавно увлекательным занятиям исчез — это плохой признак.
Нежелание разговаривать о школе.
Если ещё недавно ребёнок на ваше: «Как дела в школе?» начинал рассказывать об одноклассниках и надоевшей «математичке», а теперь систематически сухо бросает «нормально» и демонстрирует нежелание развивать тему, возможно в школе происходит что-то такое, о чём ему сложно говорить. Подростки обычно не горят желанием посвящать родителей в детали своего существования, но, если тон общения о школе изменился, насторожитесь.
Соматические проявления страха.
Частые болезни, нервное возбуждение, энурез, мигрени или боли в животе, исчезающие сразу после того, как получено разрешение остаться дома, это не всегда притворство, чтобы прогулять занятия. Так выражается у детей страх перед чем-то неприятным. Понаблюдайте за ребёнком, поговорите с ним о травле и о том, что она недопустима.
Снижение успеваемости.
Резкое снижение успеваемости. Когда школа превращается в испытание на прочность — не до оценок. Особенно внимательно стоит отнестись к резкому снижению успеваемости. Одно дело, когда ребёнок схватил пару троек, другое, когда хорошист превратился в троечника за месяц.
Заниженная самооценка.
Часто жертва буллинга винит себя в том, что происходит. «Меня бьют, значит я в чём-то виноват» — установка, которая встречается и у взрослых. Ребёнку противостоять ощущению собственной неполноценности, когда социум отвергает его, много сложнее. Прислушайтесь к тому, как ребёнок говорит о себе, какие выражения использует описывая себя.
Физические отметки (такие как порезы и ушибы) без логического объяснения, особенно если они часто встречаются.
Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.
Ребенок говорит о чувстве одиночества, ведет себя скрытно и замкнуто.
Неожиданное изменение в поведении: чрезмерное беспокойство, привязанность к родителям, сопротивление повседневным делам.
Жалобы на вещи, которые раньше ребенка не беспокоили (на внешний вид, на место жительства и т.д.).
Саморазрушительное поведение, побеги из дома, самоповреждения или разговоры о суициде.
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока!) не направлена на их детей.
Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.
Психиатр Апанович Ольга Викторовна