Logo

Наш адрес Наш адрес

ул. Социалистическая, 64

Телефон «горячей линии» 8 (01512) 4-12-98

ПН-ПТ с 8 до 17 (обед с 13 до 14)

Здоровый образ жизни

Игромания

С недавних пор это словосочетание-компьютерные игры - прочно вошло в нашу жизнь, каждый, кто имеет компьютер наверняка смог  почувствовать их притягательность. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим  графическим  и  звуковым  оформлением.  С каждым скачком в области компьютерных технологий  растет  количество  людей,которых в  народе  называют  "компьютерными  фанатами"  или  "гамерами"  (от английского "game" - игра).

В обществе формируется целый класс подростков-фанатов  компьютерных  игр.

Общение с этими подростками показывает, что многим из них  увлечение  компьютеромотнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в  психологической помощи. Большинство из них – подростки с известными психологическими проблемами: не сложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и,  как  следствие,утеря  смысла  жизни  и  нормальных  человеческих  ценностей.   Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано.

Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и  не ролевые.

Ролевые  компьютерные  игры  -  это  игры,  в  которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама  игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или   воображаемого компьютерного  героя.

Не ролевые компьютерные игры. Основанием для выделения  этого  типа является  то,  что  играющий  не  принимает  на  себя   роль   компьютерного персонажа, в  следствие   чего   психологические   механизмы   формирования зависимости и влияние игр на личность человека  имеют  свою  специфику  и  в целом менее  сильны.  Мотивация  игровой  деятельности  основана  на  азарте "прохождения" и (или) набирания очков.

Ролевые компьютерные игры  порождают  качественно  новый  уровень   психологической зависимости от компьютера, нежели  не ролевые  компьютерные  игры  или  любые виды  не игровой  компьютерной  деятельности. Не отрицается возможность формирования психологической зависимости от не ролевых компьютерных игр, а также от таких видов работы с компьютером как социальные сети или работа  с Интернет.

Можно выделить четыре стадии развития  психологической  зависимости  от  компьютерных  игр,каждая из которых  имеет  свою  специфику

  1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам  факт  имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.
  2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования  зависимости  является  появление в иерархии потребностей новой потребности  -  игра  в  компьютерные  игры.

Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает  систематический  характер.

  1. Стадия зависимости. Всего 10-14% игроков являются "заядлыми", т. е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Эта стадия характеризуется сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей.

Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная   форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и  в  основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди  очень  любят  играть  совместно, играть с помощью компьютерной  сети  друг  с  другом.  Игровая мотивация  в основном  носит  соревновательный  характер.  Эта форма зависимости  менее пагубна в  своем  влиянии  на  психику  человека,  чем  индивидулизированная форма. Различие в том, что люди не отрываются  от социума, не уходят "в себя"; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов,  все  же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности,  "уйти"  в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости,  когда  нарушаются  не только   нормальные   человеческие   особенности   мировоззрения,  но и взаимодействие с окружающим миром.  Эти люди часто подолгу играют в  одиночку,  потребность  в  игренаходится у них на одном уровне с базовыми  физиологическими  потребностями.

Для них компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не "принимают дозу", то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают  в  депрессию.

  1. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек  "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться  от  психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая  длительная  из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в  зависимости  от  скорости  угасания привязанности.

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна.

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные  сети, с каждым  днем  все  больше  и  больше  людей  (особенно   детей)   становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день  они  подходят  к компьютеру и "получают дозу" -  кто  20 минут,  кто  час,  а  кто  и...

Эта проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести  человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны  задуматься  над  этим  уже  сегодня.

Вернуться к списку материалов