О роли правильного воспитания детей в профилактике психических заболеваний
На состояние здоровья подрастающего поколения все больше внимания обращают специалисты службы психического здоровья, ведь по данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) до 20% детей во всем мире страдают психическими расстройствами, приводящими их к инвалидности. Многие из них не получают какой – либо помощи или лечения. В Республике Беларусь за последние пять лет, увеличилась заболеваемость по причине психических расстройств у детей. В нашем регионе у 4 % детей обнаруживаются те или иные проблемы психического здоровья и нарушения поведения. В то же время, состояние психического здоровья детей и подростков имеет важное значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества.
Многие психические расстройства в настоящее время успешно лечатся в ряде случаев медикаментозно, в некоторых, - компенсируются с помощью психолого-психотерапевтической коррекции. Но есть такие заболевания, которые возникают у детей в раннем детстве и сопровождают их на протяжении всей жизни.
Как правило, родители не замечают психических нарушений у ребёнка до 3х лет, и обращаются за помощью специалистов слишком поздно. Этому способствуют отсутствие родительского опыта и характерологические особенности родителей. Когда родители сталкиваются с т.н. «аномальностями» своего ребёнка это приводит к растерянности, реакции неприятия ситуации, подавленности, тревожным опасениям за будущее. Другая же, гораздо большая часть родителей, начинает бить тревогу вовремя, однако не находит поддержки и адекватного реагирования со стороны специалистов Вероятность развития заболевания зависит так же от особенностей личности ребенка, наличия типов патологического воспитания в семье.
Нарушения процесса воспитания в семье бывают нескольких типов.
- Ø Потворствующая гиперпротекция (гиперопека)
Ребенок находится в центре внимания семьи, ему уделяют крайне много сил, времени, внимания. Воспитание стало центральным местом жизни родителей, которые стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. При этом ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.
Доминирующая протекция.
Количество требований чрезмерное, не соответствующее возможностям ребенка, препятствующих полноценному развитию личности. Применяются физические наказания, родители убеждены в полезности для детей максимальной строгости.
- Ø Эмоциональное отвержение.
Воспитание по типу «золушки» Ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», за него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Этот тип воспитания характеризуется высоким уровнем требований и обязанностей: учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.
- Ø Гипопротекция.
Ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Родители не стремятся удовлетворять потребности ребенка, чаще при этом страдают духовные потребности (эмоциональный контакт, общение с родителями, внимание с их стороны).
Психопрофилактические мероприятия осуществляются благодаря совместным усилиям медицинских работников, психологов, учителей, воспитателей. Они направлены на те группы детей, черты характера которых делают их трудными в обучении, в общении со сверстниками и взрослыми людьми:
Психопрофилактика пограничных расстройств основывается на своевременной диагностике отклонений в развитии и социальной адаптации детей и подростков, а так же на использовании различных методов психотерапии, выполнения режимных мероприятий, оптимизации учебного процесса.