Logo

г.Волковыск,ул. Боричевского, 1А

Наш адрес Наш адрес

Приемная главного врача: ПН-ПТ с 8 до 17 (обед с 13 до 14)

Приемная главного врача 8 (01512) 6-20-10

Здоровый образ жизни

Здоровье подростков. Особенности подросткового периода

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный) период. Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?  

В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре», имея в виду изменения, происходящие в подростковом периоде.

Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.

Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое время.

Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого утенка»: человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой «крикливостью» одежды, причёски, манер. Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.

  • Подросток становится эмоционально нестабильным, вспыльчивым, раздражительным и очень чувствительным к внешним оценкам;
  • Подросток определяется со своей половой идентификацией, начинает задумываться об отношениях с противоположным полом и переживает первый опыт сексуального возбуждения;
  • Подросток, сильно изменяясь фезически, изменяет и внутренний образ себя, начинает иначе относится к себе в целом, к своей внешности, к своей новой социальной роли;
  • Подросток кардинально изменяет свое самосознание- он начинает иначе мыслить, по- другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.

Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток, очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.

Нестабильность в позиции подростка вносит и изменяющаяся самооценка. В этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной,  значимой личностью. Но как раз в это время сталкивается с серьёзной критикой в свой адрес: и учиться он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельными.

Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его состояние как продолжительный стресс, который может распространиться на всю семью. Что ж можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно, сложный и для родителей, и для самих подростков период?

Во- первых, подросткам следует сказать о необходимости бережного и уважительного отношения к себе и своему телу.

Во- вторых, подросткам в это время может помочь опыт его родителей и близких взрослых.

И, наконец, главная помощь- это внимательное, бережное и уважительное отношение друг к другу.

И помните: любой сложный период заканчивается, отношения же остаются.       

 

Врач педиатр (подростковый)                                   Ю.Е. Витус   

Вернуться к списку материалов